|
|
![]() Автандилина: 18.10.2004 |
Автандилина: - Да, по моему мнению, такой подход, когда за каждым пальцем закреплено определенное фиксированное множество клавишей, - является правильным. (А то боюсь сама утонуть в дальнейших подробностях)) 1. Почему фиксированные зоны лучше, чем произвольные, динамически меняющиесяФиксированные зоны легче выучить и по ним производительнее работать. Меньше придется махать руками вхолостую (дотягиваться, менять местами, избегать столкновений).Ведь, независимо от содержания текста, "н" это всегда правым указательным вверх и влево от "О", а "з" это правым мизинцем вверх от "Ж" (в отличие от "х", которое тоже от "Ж" и тоже вверх, но плюс еще и вправо). И т.д. Попытаюсь перечислить преимущества фиксирования зон:
При печати без фиксирования зон картина совсем иная. На мой взгляд, она сумбурна и сложна, если не сказать даже - практически невыполнима. Вы считаете, что нужно активно перемещать кисти рук, чтобы высвободить побольше пальцев и расположить их прямо над буквами данного слова? и так для каждого очередного слова? Но ведь клавиатура ПК очень тесная по сравнению с фортепианной. При малейшем повышении скорости руки "заплетутся"! Аргументация, конечно, не_сводится к этому одному. Но раз уж всплыло сопоставление с работой музыканта, то давайте продолжим естественно возникшую линию. 2. Отличия машинописи от игры на музыкальных инструментахКакие я вижу... из круга методически важных...Во-первых, продолжим о фиксированной "распальцовке". Почему она не_встречается (или, может быть, почти не_встречается? я не_знаю) у музыкантов на клавишных инструментах? Наверное, она попросту невозможна. Из-за анатомических и физиологических ограничений строения руки и туловища человека. (Диапазон клавиатуры, размер и форма клавишей/кнопок, наличие дополнительных органов управления - скажем, для органистов. И т.д.) А интересно... если бы рука физически могла покрыть музыкальную клавиатуру, не_сдвигаясь непомерно далеко, то, может статься, и музыканты использовали бы фиксированные "распальцовки"? Узнать бы о некоторых духовых инструментах (тех, где клавиатура компактная, вся укладывается в руку) - исполнители на них меняют пальцы или нет? Интересно!...) Во-вторых, техника удара (или иного воздействия на клавишу, кнопку). В музыке техника и ритмичность удара просто не_имеют права на постоянство. Вся "соль" - в нюансах и оттенках, в разнообразии ритма и характера прикосновений. Сила, длительность, скольжение, заглубление или удар, с какой стороны осуществляется и еще много такого, о чем я даже не_знаю. Вследствие каждого отдельного разнообразия и разнообразного сочетания отдельных разнообразий )) - одна и та же клавиша извлекает из инструмента совершенно разные звуки. В машинописи, наоборот, желательна техническая однотипность и равномерный ритм удара. Еще одно (пусть "третье") различие - в отношении к проблеме чередования рук, пальцев. Особенно при ударах подряд в одну и ту же позицию. Валерий, Вы ссылаетесь на игру пианиста, баяниста, где рекомендуется нажимать подряд одну и ту же клавишу не_одним пальцем, а разными. Да, отсюда очень естественно хочется распространить такую рекомендацию и на машинопись. Но мне хотелось бы показать, что для машинописи она недействительна. Либо - действительна лишь иногда... в очень узких пределах. По ряду причин. Ведь почему чередование пальцев оправданно и необходимо в музыке? Во-первых, если ударяющие пальцы чередуются, то музыкальный звук будет более богатым, а звуковой поток более плавным. Т.е., чередовать - это лучше для звучания. Во-вторых, чередовать - легче, чем не_чередовать. Длина серии повторов в музыке зависит от "произвольного" замысла композитора. Если обязать музыканта пробить очень длинную серию одним и тем же пальцем, музыкант упадет и умрет еще в середине. :) В компьютерном наборе иначе. Аббревиатуры или другие специфические слова, где много повторов букв подряд, можно вводить автоматизированно, например с помощью макросов. Потому что профильная лексика обычно известна заранее и предприняты соответствующие меры. (Даже к спонтанному набору незнакомого текста можно подготовиться, исходя из его темы). В обычном же тексте три одинаковые буквы подряд встретятся редко, и даже две - не_так часто, чтобы волноваться по этому поводу. Повторение подряд одной и той же комбинации "горячих" клавишей - чаще, но уж не_настолько. (А вот мышью проделать четверной или пятерной клик, и много раз на протяжении рабочего дня, - да!! это должна быть проблема!! - Читала...). ...Мне приходит в голову всего один тип ситуации, когда при фиксированных зонах относительно часто возникает всплеск нагрузки на один и тот же палец. Это - когда подряд идет несколько букв разных, но обслуживаемых, согласно зоне, одним и тем же пальцем.. Как таковая, эта ситуация случается тоже редко (к счастью). Но не_так уж редко (к сожалению) - она встречается в неком промежуточном варианте. Т.е. когда длинную серию ударов "работает" один и тот же палец, по разным буквам своей зоны, а между его ударами другая рука вклинивает еще по буковке. Такое "лже-чередование" уже на средней (для данного человека) скорости начинает лишать "первый" палец его законных, полноценных, достаточно длинных передышек. Пальцу приходится бить почти так же часто, как если бы другая рука и не_вмешивалась. Да, чередование пальца с (противоположной) рукой - оно, конечно, нежелательно. Но очень ли сильно его негативное воздействие? Думаю, не_очень, учитывая, что буквы, в большинстве случаев, - разные, а не_одинаковые. Т.е. палец все-таки сменяет маршруты. Нагрузка разнообразится, а значит - не_вызывает такого сильного утомления, как если бы пришлось ударять точно в одно и то же место. Думаю, что по-настоящему ограничения на чередование пальцев начинают беспокоить лишь при наборе на самой высокой скорости - предельно возможной для себя. - Ну так давайте не_будем настолько перегружать себя. :) С другой стороны, если часто смещать руки, подкладывать другой палец и т.д., - избавят ли эти манипуляции от неравномерных нагрузок, связанных с повторами букв? Может, один раз избавят, а десять раз добавят? И постоянное активное махание всей кистью - тоже, мягко говоря, не_отдых. Даже если бы расстояния позволяли рукам - не_заплетаться. ...И - главное насчет "невозможности" чередовать пальцы - ведь эта "невозможность" относительна, даже при использовании фиксированных зон. Нарушать правила в обоснованных отдельных случаях - священное право мастера... в отличие от ученика. Словом, с моей точки зрения, возникающие ограничения и неудобства для чередования пальцев и рук - не_настолько существенны, чтобы из-за них отказываться от базового принципа работы по фиксированным зонам. Напишите Ваше мнение, особенно если Вы не_согласны. Не_стесняйтесь, приводите примеры. Обсудим вместе. Примечание. Мы ведь, не_правда ли, осознаём, что разбивка клавиатуры на зоны работы пальцев - это совсем другое, чем раскладка букв по зонам? Совершенствование раскладок может смягчить (иногда даже снять) ограничения в чередовании пальцев, оставаясь на той же разбивке. Сравните. Раскладка букв латиницы вызывает жалобы уже лет сто. На раскладку кириллицы тоже были жалобы, но кто-то разработал более эффективную кириллическую раскладку, ее принял весь мир и она живет уже добрых полвека. И при этом для латиницы и для кириллицы разбивка клавиатуры на зоны для пальцев - одна и та же. Разбивка не_менялась вообще с тех пор, как устоялась конструкция механической пишущей машины (только для верхнего ряда возникли варианты). - Словом, не_будем возлагать на разбивку по зонам все 100% вины за неудобную раскладку по буквам :) 3. Нужно ли анализировать текст при набореСледующая важная мысль в вопросе Валерия (цитирую):— Для этого, конечно, нужно анализировать последовательность всех клавиш вперед хотя бы на одно слово, т.е. до нажатия пробела. Валерий, можно ли развернуть это в такой форме: Вы считаете, что если бы человек успевал делать в уме такой анализ, то успевал бы и подвинуть руки как удобнее для очередного слова? И поэтому, когда учишься печатать, то полезно приучать себя к постоянному опережающему мысленному "раскладу" текста по клавиатуре? - Правильно ли поняла Вас? Похоже, Вы, как человек интеллектуального труда, усматриваете и в машинописи существенную задачу для "головы" (что-то вроде перебора вариантов). И стремитесь разрешить затруднения при помощи мыслительного инструментария. Но... у нас речь не о разработке новых типов клавиатур. Приоритетная задача - для рук! Не_пытайтесь увильнуть от "тупой" работы )). Усилия мысли, поиск нетривиальных ходов не_будут плодотворны, если их цель - исхитриться переложить нагрузку с пальцев на голову. Зато они, конечно же, будут плодотворны и эффективны, когда цель правильная. Так, при освоении машинописи - насыщенность и отдача от занятий очень повысятся, если поэтапно планировать свою учебу, анализировать результаты, а также придумывать для разработки пальцев собственные двигательные упражнения. (Нужны для большей индивидуализации, а также чтобы восполнить нехватку этого материала в тренажерах и учебниках). А в процессе пользования машинописью - умея отключаться от контроля за пальцами, гораздо легче собраться с мыслями, легче думать о важном. (Или о приятном... - насколько работа позволяет )) Выработка автоматизма движений - это приучивание себя при печатании "выключать" голову (в известной мере, конечно! - уловить и освоить меру!!). Ударом по клавише человек "машинально" откликается на предъявление случайной буквы. Для этого при выполнении упражнений как раз-таки не_надо рассчитывать вперед. ...Вот все жалуются, что когда печатаешь упражнения, особенно начальные упражнения - состоящие из повторов одной буквы, - то перестаешь соображать и делается смертельно скучно. - Но в этом и состоит соль "удовольствия"! ))) Для чего долбить одну и ту же букву несколько строк подряд? А чтобы мозги, простите, осоловели. Именно чтобы перестать соображать, чтО долбишь и зачем. Но, при этом, долбить верно! Действуют некие, неосознаваемые, механизмы, продираются сквозь сонное отупение... а все прочие жизненные силы временно отмирают... Вот он идеал! ...Смех смехом, но так наиболее быстро достигается автоматизм движений! Процесс накопления опыта концентрируется во времени и очищается от помех ("посторонних" букв). На "нормальных" текстах опыт копился бы ГОДЫ, прежде чем появилась бы сколько-нибудь сносная скорость! Скажем, пообедать в домашнем кругу, держа ложку или вилку "неположенными" пальцами, - это знаете как полезно! - Гораздо полезнее, чем вынашивать мысли о несовершенстве общепризнанных методик... ...то есть, полезнее для всех "юзеров", за исключением будущих изобретателей чего-то более совершенного! Им, дерзающим, - споём славу :) 4. Как пианист сам учился печататьЛетом 2004 г. довелось поговорить с молодым человеком, опыт которого в машинописи чрезвычайно интересен... как пища для размышлений ) . Он профессионально учился фортепианной игре, а затем самостоятельно приспособился печатать на клавиатуре ПК.Не_знаю, у него было ли время для беседы, а у меня, точно, не_было (жаль...). Потом записала его короткий рассказ, но расспросить бы получше, посмотреть, подсказать - увы (( . Освоение... Машинопись он практикует уже три года. Начинал совершенно интуитивно. Он просто не_подозревал о существовании методов машинописи, методик обучения, тренажеров и пр., поэтому даже не_искал информации о них. Он интуитивно стремился печатать всеми пальцами, это для него было и естественно. Но так как о фиксированных зонах работы пальцев он ничего не_знал, то действовал произвольным образом. Подкладывал пальцы, закидывал одну руку поверх другой в противоположную часть клавиатуры, и т.п. - как обычно у пианистов. По какому же принципу он распределял пальцы? На основе приемов, перенесенных с фортепианной клавиатуры ) . Там существует привязка к "элементам" - гаммам, арпеджио. И вот - анализируя текст, какие в нем буквы и в какой последовательности, - этот человек старался переносить рисунки движений, отработанные на рояле, на компьютерную клавиатуру. Т.е., для очередного слова он определял необходимые клавиши, мысленно подыскивал подходящий фрагмент из готовых "элементов" движений пианиста и как бы "накладывал" этот фрагмент на клавиатуру ПК. (Да, похоже на вопрос Валерия, правда?...) Естественно, руки заслоняли ему клавиатуру еще гораздо больше, чем обыкновенным "стихийным" гражданам, с их замечательным "методом орлиного полета" одного пальца, высунутого из горсти)). Но все-таки он ухитрялся подглядывать на клавиатуру. И старался, конечно, ее запомнить, чтобы подглядывать как можно реже... Вскоре он приноровился довольно бойко печатать готовыми, как бы их назвать, "словодвижениями", пальцевыми рисунками выучиваемых слов. Некоторые слова легко складывались и комбинировались из фортепианных "элементов". Двигательные рисунки других слов приходилось создавать с нуля. В любом случае он заучивал каждое слово - нацело. И за три года практики выучил уже, по своей оценке, очень много слов! Но их все еще недостаточно для того, чтобы уверенно и быстро набирать необходимые тексты. ...и преодоление Такое положение вещей не_устраивает молодого человека. У него отлично разработанные руки, в фортепианной игре они способны на высокую скорость и скоординированность движений. Очевидно, он мог бы печатать гораздо быстрее и эффективнее, чем пока получается. Он понял, что сам способ печатания у него неправильный. С год назад он стал разузнавать, какие есть методики и учебные материалы по "грамотной" машинописи. Принцип привязки пальцев к фиксированным зонам не_вызвал у него никакого протеста. - Напротив, был воспринят как открытие, к сожалению запоздавшее. Молодой человек пытается переучиться. Но перестроить неправильные навыки тяжело, они успели закрепиться - практика уже довольно длительная. Да еще память о навыке "правильном" (с точки зрения игры на фортепиано). Год ушел на попытки переучиться по "Соло". Не_помогло. - Еще бы, при таком исключительном опыте! - Помогут ли другие тренажеры? Скоро ли помогут?.. Сложная ситуация, очень сложная. Скорость печатания он назвал, правда, немаленькую. ~350 ударов в минуту. Но он ощущает достигнутую скорость как очень низкую. Знакомые слова он печатает очень-очень быстро (предположим 450-500 - иначе в сравнении ему бы не_показалось, что 350 это мало, правда ведь?). Малознакомые слова одолевает медленно, а на незнакомых вообще еле-еле "ползет". И главное его беспокойство: скорость больше не_растет. Были периоды, когда она росла очень вдохновляюще, а теперь - перестала расти. Он волнуется: это его потолок? уже? и такой низкий, по сравнению с ожиданиями или требованиями?!... ...Этот случай стОит хорошенько обдумать. |
![]() |
* * * Валерий, пытаюсь представить себе, из какой практики вырос Ваш первый вопрос. - Должно быть, из той самой, о которой второй вопрос? :) Даже, лучше сказать, у Вас вопрос один - состоящий из двух частей. Недаром Вы начали с абсолютно глобальной формулировки: каким пальцем, что, как и в каких случаях нажимать. Если бы имела возможность продумать глубже, то написала бы всего один ответ. Но придется ограничиться двумя и поместить второй ответ, когда он будет готов, на отдельную страницу "Обсуждений" на FAQультете Автандилины. А здесь пока всё. Спасибо за внимание. |
Еще на FAQультете Автандилины:
статьи, обсуждения, ссылки...
на главную страницу FAQультета и ссылки
на главную страницу сайта
книга посетителей (вход в гостевую)