Вы на сайте «Лера Сейгина, дизайнер поздравлений»

карта сайта

Книга посетителей


 
 
Логотип №3 FAQультета Автандилины. (C) Лера Сейгина (GenuineLera) http://genuinelera.narod.ru

Обсуждаем вопросы:
№ 2, 16.09.2003
 

Методика машинописи. Первые шаги. Учить буквы или слова?



 
Юрий Кордык и Андрей По какой методике Вы занимались?
Логотип №2 FAQультета Автандилины. (C) Лера Сейгина (GenuineLera) http://genuinelera.narod.ru   I M H O

Это место для откликов и замечаний. Пишите в гостевой, а сюда я скопирую. Может, и не в эту узкую, а в широкую колонку - в зависимости от объема Вашего выступления.

...Как бы назвать это место (не объявить ли конкурс на лучшее название? :)
 

Автандилина: По самой традиционной. В том числе по замечательному самоучителю машинописи Б. Березина.

Мне очень повезло. О существовании слепого десятипальцевого метода я узнала в Историко-архивном институте, а там в то время студентов обучали машинописи без всякой спешки. (Как обстоит сейчас, не знаю). Учебный процесс был, может, нетворческий, зато хорошо поставлен и выполнялся.

Машинопись шла два учебных года, 1 раз в неделю по 45 минут. Класс, рассчитанный на группу, каждому своя машинка (механические, исправные), своя схема клавиатуры, узенькие полоски бумаги с упражнениями - всего по одной строчке, чтобы полоска лежала на схеме, ничего не загораживая. Первая полоска из сплошных букв «о», вторая из «а», третья из «о» с пробелами, четвертая из «а» с пробелами, и т.д. Все полоски выдает преподаватель, по одной, не торопя. Точно не помню, на сколько полосок был рассчитан типичный урок, скорее всего - на одну или две. (Печатать ее нужно было, конечно, не один раз, а какое-то определенное количество; преподаватель проверял безошибочность).

В принципе, каждый студент делал на занятии столько, сколько успевал. Одни продвигались быстрее, другие медленнее. Но двух лет уж точно всем хватало. Кто проходил весь курс быстрее чем за два года, тот раньше получал зачет и освобождался от занятий, вот и всё. Можно было также сдать экстерном.

Подробнее об их учебной программе не знаю. Потому что я поступила в Историко-архивный, так сказать, не с теми ожиданиями и бросила его (первый, но не последний в моей практике :) еще посреди первого семестра. Но, уже зная про существование слепого десятипальцевого метода, я вместе с машинкой купила книжку — тот самый «Самоучитель машинописи» Б. Березина. По ней дальше и занималась. Примерно с середины его упражнений стала кусочки своих писем печатать на машинке, но строго по правилам, с возвратом после каждого удара на основную позицию.

 
Екатерина
пишет в своем обзоре тренажеров на форуме Эргосоло http://ergosolo.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=228&postdays=0&postorder=asc&start=30 Важно скорее переходить к словам, но кроме того, отрабатывать сочетания букв, характерные именно для русского языка. То есть, лучше отработать «иться», чем «нхрпс», а вернее, второе просто противопоказано.

Насчет ритмичности, не уверена, что это так уж необходимо. Осмысленный текст мы воспринимаем и воспроизводим не слишком ритмично.
Логотип №2 FAQультета Автандилины. (C) Лера Сейгина (GenuineLera) http://genuinelera.narod.ru   I M H O Автандилина: Екатерина, Ваши обзоры тренажеров обстоятельны и написаны с интересом к делу. Я рада, что они есть. Очень нравится Ваше структурирование материала. А в чем-то хочется поспорить, давайте здесь этим и займемся :)

Например, у нас с Вами разное отношение к необходимости отработки «бессмысленных» сочетаний и к требованию ритмичности. Это различие происходит, по-моему, от разных подходов к обучению.


«Значение слова навсегда понимаешь?»
(почти цитата из пьесы М. Булгакова
«Кабала святош»)


«Немецкий язык выучить невозможно.
Я учусь в Германии уже два года,
а выучил за все время только одну фразу:
«Kellner, zwei Bier!»Официант, пару пива!»]
...Помолчав, он добавил с чувством:
«Но уж ее-то я знаю!..»
(Марк Твен. «Пешком по Европе»)


Комплексно или поэлементно

Вы, Екатерина, мысленно моделируете УЧЕБНУЮ ситуацию, уже с самого начала освоения, по образу и подобию реальной ПРАКТИЧЕСКОЙ ситуации.

А в классической методике, как известно (и не только в машинописи), для начального освоения создают упрощенную — ЛАБОРАТОРНУЮ ситуацию. Упрощение позволяет осваивать деятельность поэлементно, «по кирпичику».

Попытаюсь рассказать, почему принимаю классическую методику.

Интерфейс машинописи по определению человеко-машинный. Кроме природных органов человека (уже натренированных, но на совсем другие виды устной и письменной речевой обработки мыслей) в интерфейс входит клавиатура. Которая пока еще не является привычной частью человека :). Здесь не просто новая разновидность деятельности. Здесь и среда, и инструментарий совершенно новые. Ученик не имеет в помощь самому себе ни двигательной, ни ассоциативной базы.

Поэтому навык невозможно перенести — его необходимо формировать. Формировать с нуля, а не по подобию чего-то уже известного. Если бы по подобию — можно было бы в большей мере опираться на имеющиеся у взрослого человека навыки работы со словами, с текстами. А так — приходится строить из самых элементарных единиц, т. е. букв.


Сложность задачи

Работы в «самый скучный» начальный период — немереное море. Сколько задач сразу обрушивается на ученика! Незнакомые движения, новые связи в голове... необходимость вырабатывать посадку, положение рук, пространственное и тактильное ощущение клавиатуры, чередование рук, автономность движений пальцев... необходимость распределять внимание, а также контролировать бесчисленно многие объекты: пальцы, спину, дыхание, направление взгляда и др. Да еще ритм!..

О ритмичности придется написать отдельно, такая это VIP-персона...

«Подлость» ситуации в том, что задачи эти толком «не видны» и не осознаваемы, — так легко «скользнуть» поверх них, и уже не будет полноценной базы. Не будет ее навсегда, понимаете? Организм не перечувствует, не построит, не прошагает по тем ступенькам, которые впоследствии плавно интегрируются в навык. Где-то организм будет спотыкаться, где-то — тянуться и перепрыгивать...

Так что, зачем спешить давать слова? Пусть ученик сосредоточится на буквах и поучится синхронно управляться с обилием задач. При этом, в части специфических интерфейсных задач — у него появится базовый навык их выполнения. На последующих стадиях учебы этот навык будет уже переноситься, а не формироваться с нуля, — насколько легче станет ученику!

А задачи — надо тщательно разъяснить ученику, в чем они состоят. Не ожидая и не требуя, чтобы ученик самостоятельно догадался про их существование. Главное — учесть, что на начальном этапе задачи идут параллельно в два потока: интерфейсные и собственно выучивание букв.

Да, долбить отдельные буквы — скучно! (Даже когда осознаёшь задачи). Скучно для той части головы, которую мы гордо именуем нашим «интеллектом». Но зато где-то в той части головы, которую можно не менее гордо назвать «серым кардиналом нашего интеллекта», идет очень ответственная работа, формируются первичные, опорные связи.


Слова уводят от буквы

Задалбливать слова — опасно.

Человеку свойственно интегрировать. И навык чтения подталкивает к тому же. Легче (интереснее) выучить «пальцевую партитуру» (термин условный: нужно же как-то назвать :))) ) ...выучить партитуру для целого слова «вода», чем закрепить в голове однозначную связь между наугад взятой буквой — «а» — и определенным ударом определенного пальца.

И чем тверже руки запоминают партитуру слова, тем больше забывает палец (пока неопытный) партитуру буквы! Поэтому отработка, например, слова «вода» — вовсе не гарантирует нам успеха со словом «вдова» (бессмертная фраза из учебников: «вдова подала воды»). (Проверьте это даже на собственной речи: в течение пяти, десяти минут твердите «вода» и потом с разгона попробуйте два-три раза сказать «вдова»). :)))

А... сколько слов с буквой «а» в одном языке? А сколько сочетаний: после какой буквы и перед какой буквой встречается «а»? на одну только левую руку... на правую и левую вместе... Представьте разнообразие партитур, которые нужно было бы выучить только для одной буквы «а». А-а-а-а-а, караул!...

Поэтому за основу целесообразно взять такую связь, которая будет работать в любом слове, при любом «окружении» данной буквы. Это связь буква-палец. Фундаментальная и универсальная :)


Буква ведет к слову

Для пальцев переход от букв к словам и сочетаниям букв должен стать переходом от движений к цепочке движений, перетекающих одно в другое. Иными словами: на буквах мы тренируем и интегрируем сами базовые движения (добиваемся для каждой буквы, чтобы все самые изначальные элементы удара и возврата слились в одно целостное базовое движение). А на сочетаниях букв и на связных словах — тренируем комбинации базовых движений.

Начинать упражняться на сочетания букв и слова можно и нужно сразу же, как только это позволит запас изученных букв. Но параллельно — необходимо продолжать тренировать разрозненные буквы. Это, думаю, обязательное условие успеха. Даже в конце курса. Даже после двух лет практики... Даже после двух и трех десятков лет практики!!! (Это не преувеличение. До сих пор, в случаях когда мне вдруг потребуется потренировать скорость и качество, я очень медленно учу разрозненные буквы, прежде всего — основную позицию :))))))).

Если же, вместо отработки букв, (как Вы пишете) «скорее переходить» к словам и сочетаниям букв, то можно заработать себе стойкие опечатки на долгое время вперед! Всё равно как протаптывать тропинку. Бегая в разные стороны, четкой тропинки не проложишь. (Здесь «тропинка» — почти не метафора. Ведь в голове формируются и закрепляются реальные нейронные связи.)

Вот пока всё, что успела. До встреч! ...А о ритмичности разговор отдельный.




Copyright: Автандилина (Элеонора Лукина, чемпионка СССР по машинописи на ПК), 2003.
Все права защищены. Полное или частичное воспроизведение любыми средствами без письменного разрешения автора - воспрещается. Об установке ссылок прошу уведомлять. Спасибо!

Еще на FAQультете Автандилины: статьи, обсуждения, ссылки...

на главную страницу FAQультета и ссылки

на главную страницу сайта

книга посетителей (вход в гостевую)
 

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Hosted by uCoz