(С) 2000-2007 Элеонора Лукина. Все права защищены. Никакая часть данного сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения автора. Об установке ссылок прошу уведомлять. Доступ для чтения - свободный. Спасибо!
Объявление 12.08.2008: Будущий переезд FAQультет Автандилины будет жить и (надеюсь) развиваться на официальном личном сайте А здесь существенных обновлений больше | ||
В фотоальбоме "Typing" выложила свои дипломы и другие документы с чемпионатов СССР (1991) и INTERSTENO (2007, 2008)
Все, кто ищет материалы по СТЕНОГРАФИИ, ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ, КАДРОВОМУ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ - вам в Учебный центр ГЗОС! Сайт urikor. Кузница скоропечатников! :) http://urikor.net/cup/. Чемпионаты Юрия Кордыка по машинописи. Первый в мире чемпионат на русском языке, много других соревнований, Новинка 2008 года - многопользовательская игра, соревнования и тренажер - КЛАВОГОНКИ http://klavogonki.ru |
На FAQультете Вы найдете: ...постоянные темы... (по материалам публикаций и мастер-классов Автандилины)
Обновления FAQультета: 15.11.2005 Обновления этой страницы: 29.05.2005 | ... обсуждение вопросов (по материалам гостевой книги и переписки):
![]() Внимание: с 15.11.2005 обсуждения переносятся в "Блог-сообщество FAQультета Автандилины (ФАВТ)". |
НОВОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТРАНСЛЯЦИЙ: -- Еще один зал... и какой!! Калифорнийский миндаль после Бала у Воланда -- Новый зал - спортивный Вопрос был о Заявочной книге Москвы как города-кандидата на проведение Олимпиады-2012 (текст выступления Вице-Мэра В.П.Шанцева см. на http://www.mosinform.ru ). А здесь наши фотографии |
Вопрос Ольги Кулабуховой, где можно найти информацию об истории возникновения машинописи в России и за рубежом - 13.05.2004
В Москве Политехнический музей располагает коллекцией по смежной теме - истории развития пишущих машин. В коллекции представлены пишущие машинки, а также литература (например, лет пятнадцать назад в открытом доступе был толстый иллюстрированный справочник по механическим пишущим машинам всех поколений, изданный в Германии ~в 1930-х гг.). Правда, я не имею сведений, открыт ли теперь доступ к этой коллекции и на каких условиях. И первый вопрос/ответ по основам PhotoShop: |
Здесь Вам будет удобно пользоваться не только мышью, но и клавиатурой. Если мышь без колесика, то не стоит мучиться с полосой прокрутки. Курсорные клавиши (стрелки, PageDown, PageUp) - разгрузят Вашу руку от мыши! (Хотя некоторые системы настроены таким образом, что прокрутка с клавиатуры блокируется: и зачем только?!) Также пользуйтесь для покадровой прокрутки (вперед и назад) клавишами "пробел" и "Shift+пробел".
...Вы устроились? Добро пожаловать, я рада нашей заочной встрече! Я преподаватель по обучению пользователей ПК, чемпионка СССР 1991 г. по машинописи на ПК, участник бригады "Информационного центра московской спортивной общественности" по обеспечению трансляции в интернете пресс-конференции Мэра Москвы 6 июля 2001 г., посвященной 112-й сессии МОК, а также других интернет-трансляций.
Мои консультации, объединяемые названием "FAQультет Автандилины", адресованы всем, кто начинает или уже начал активно пользоваться персональным компьютером. Название происходит от широкоизвестных в интернете FAQ - "Frequently Asked Questions", по-русски ЧаВо - "Часто задаваемые Вопросы".
Очный FAQультет несколько лет работает в форме выездных занятий и мастер-классов, темы которых разнообразны. На сайте начнем, конечно, с освоения клавиатуры. Если будут поступать пожелания от посетителей, я с удовольствием расширю тематику.
Итак, FAQультет Автандилины, семинар первый: УЧИТЕСЬ ПЕЧАТАТЬ Внимание: это вариант для печати. Другого пока нет. |
Шерлок Холмс усадил посетительницу в кресло.
- Вы не находите, - сказал он, - что при вашей близорукости утомительно так много писать на машинке?
- Вначале я уставала, но теперь печатаю слепым методом, - ответила она.
А. Конан Дойль. "Установление личности". Начало 1890-х гг.
Два метода печатания - "слепой" и "зрячий"
Оба метода существуют давно. "Зрячий" - это, впрочем, не столько метод, сколько самостийная практика работы. Человек отыскивает глазами клавишу с нужной буквой и нажимает ее каким попало пальцем. Для того чтобы при поиске клавиши руки не загораживали клавиатуру,
человек вынужден поджимать несколько пальцев, заведомо выключая их из работы. Поэтому "зрячий" метод принципиально ограничивает количество используемых пальцев (даже когда они гибкие и послушные). В результате кто-то печатает одним пальцем, кто-то двумя, четырьмя, вместо десяти. Это снижает производительность. Рука с "поджатыми" пальцами движется более скованно - это дополнительно снижает производительность. К тому же усталость руки наступает быстрее. Не говоря об усталости глаз и всего организма. Квалификация нарабатывается долго, так как "зрячая" технология не благоприятствует автоматизму навыка.Отрицательные стороны "зрячего" метода больше всего сказываются, когда человек работает в режиме перекодировщика, т. е., например, перепечатывает или вносит готовую правку в имеющийся текст. Работа в авторском режиме, когда человек сочиняет и правит свой собственный текст, в целом более "терпима" к недостаткам "зрячего" метода. Но и здесь трудоемкая, неоптимизированная "зрячая" технология отвлекает на себя много сил, внимания и понапрасну напрягает человека, который, конечно, предпочел бы сосредоточиться на сути дела.
"Слепой" метод разрабатывался целенаправленно. В учебниках машинописи можно встретить даже специальное разъяснение, как возник термин. Учащихся лишали возможности подглядывать на клавиатуру, закрывая ее особым ящиком или завязывая им глаза, и т. д. Суть метода в том, что в работе участвуют все пальцы обеих рук, каждый палец обслуживает свою зону, движение до нужной клавиши выполняется не глядя. Можно было бы сравнить это с технологией игры на фортепиано. С тем отличием, что в машинописи за каждым пальцем строго закреплены обслуживаемые клавиши.
"Слепому" методу больше сотни лет. Метод отработанный, проверенный и общедоступный. Клиентка Холмса, как и многие наши современники, преспокойно перешла на "слепой" метод со "зрячего". Освоить же его с нуля, конечно, еще легче, чем переучиваться. В сущности, от нас требуется только трудолюбие и способность выдерживать скуку.
Вопрос: Но зачем мне "слепой" метод, если я не вылезаю из Интернета / Фотошопа / компьютерной игры и у меня уже рука срослась с мышью / с джойстиком / если у меня секретарша с дипломами Литинститута и курсов МИД / если я двумя пальцами справляюсь и не устаю / если у меня послезавтра собеседование / зарубежная командировка, а я и компьютера вблизи не видел???!
Ответ: Ну так и не нужен Вам именно "слепой" метод! Но, возможно, наш семинар поможет вам быстрее свыкнуться с клавиатурой или ускоренно ознакомиться с ней, или слегка представить себе, на всякий случай, чему, в конце концов, учат на курсах МИД...
Рекомендации для тех, кто стремится овладеть машинописью на высоком профессиональном уровне, дополнительно помечены, а кроме того, они длиннее всех прочих абзацев. Машинопись - дело такое дотошное и занудное, что рассказ о таинствах мастерства соблазнит только будущих профи!
Вопрос: Что стоит за числовыми характеристиками производительности и скорости письма?
- Отчим каждый квартал получает мои проценты и отдает их маме, а я отлично живу перепиской на машинке. Два пенса за страницу, и частенько мне удается писать по пятнадцать-двадцать страниц в день.
Клиентка Холмса говорит о письме на механической пишущей машине. Уже в первой четверти XX века механические машины развились до немыслимого в наше время совершенства и печатать на них было менее утомительно, чем на современных ПК! Но в век Холмса печатание на машинке требовало, наоборот, гораздо больше физических усилий, чем сейчас на ПК. Кроме того, там были технические ограничения: на большой скорости начинали сцепляться рычаги литероносителей.
На ПК нетрудно писать 35-50 страниц в день (если голова "сварит"). Электронная клавиатура позволяет делать легкие и короткие движения. Хотя и здесь свои градации: на одной клавиатуре можно развить более высокую скорость, на другой - менее.
(Бывают клавиатуры, чуткие к малейшему прикосновению, - их любят профессионалы. Летучий скакун, на котором я пишу эти строки, достался мне лет десять назад в обмен на слоноподобного монстра, которым был первоначально укомплектован служебный компьютер. Монстр реагировал только на крепко прочувствованные удары, да еще в ответ громом и треском оповещал меня, что удар "дошел". Новый владелец монстра был счастлив обменом не меньше меня: "Да, вот теперь я лягу на клавишу <Enter
> и буду лежать, - а ей хоть бы что!")Так вот, одна страница обычного канцелярского формата (А4, т. е. 210х297 мм) вмещает в среднем 30-40 строк текста, одна строка - в среднем 60-90 знаков (букв, цифр, знаков препинания и пробелов - промежутков между словами). Ориентиры примерные, потому что на ПК используются разные шрифты и различные размеры даже одного и того же шрифта. К тому же большинство шрифтов для ПК относятся к так называемым "пропорциональным", где одно и то же количество букв дает разную ширину - в зависимости от того, какие это буквы. (Сравните: iii и ШШШ). В эпоху пишущих машин объем страницы измерялся четче. Например, на страницу дипломной работы и диссертации полагалось 30 строк по 60-65 знаков, т. е. 1800-1900 ударов на страницу.
Иногда такие критерии измерения, как страницы, применяют и сегодня. Но чаще скорость работы на клавиатуре выражают количеством ударов в минуту (включая и пробелы между словами).
120-150 |
считается неплохой для работы в авторском режиме. (Мнение писателя, автора серьезных - художественных романов и рассказов: "Не дай бог, если руки будут работать быстрее, чем голова"). |
180 |
экзаменационная скорость на курсах машинописи |
250 и выше |
скорость как у квалифицированной машинистки |
400-500 |
скорость, необходимая для записи диктовки в естественном темпе (А для синхронной записи, скажем, совещаний необходим живой чемпион мира - 700-900). |
Вопрос: Где и сколько времени этому обучаются?
Будем говорить не о курсах, а о самообучении. Для него лучшую канву, по-моему, дает сочетание традиционного бумажного учебника с программой-клавиатурным тренажером.
Что касается книг. В продаже есть и самоучители, и учебники. Проведите несколько часов в нескольких книжных магазинах, прежде чем выбрать.
Что касается компьютерного "учителя": программу-тренажер тоже лучше выбрать сознательно. Даю здесь небольшую
врезку на эту тему, а также предлагаю посмотреть статью "Тренажер для десяти пальцев".Сначала придется печатать отдельные буквы, затем буквосочетания, затем слова, предложения и, наконец, связные тексты (поначалу "искусственные", как в учебнике иностранного языка). При выполнении упражнений нужно соблюдать два правила. Первое, оно же второе, - печатать действительно "вслепую", т. е. не подглядывая на клавиши (а по методикам для профессиональной подготовки - не подглядывая также за результатом на экране). Второе правило, оно же первое, - соблюдать ритмичность и точность, сдерживая скорость. Если вы хотите стать профессионалом - сдерживайте скорость вдвое, втрое против возможной для вас на данном этапе.
И вот это удовольствие желательно растянуть! Заниматься как можно чаще (3-4-5-6-7 раз в неделю), не подолгу (час) и в течение длительного периода. Чем неторопливее вы занимаетесь, тем больше перспектив для последующего роста квалификации.
Нормальный срок для освоения "слепой" машинописи (неважно где - на курсах или самостоятельно) - 250-400 учебных часов. Я имею в виду действительное освоение. Пользоваться машинописью следует начинать, конечно, раньше: примерно через месяц "чистой" учебы. После перехода к практическому письму очень полезно продолжать упражнения еще месяца два-четыре, пусть в меньшем объеме.
Ну, а настоящая квалификация приходит, как и везде, с опытом. Я почувствовала, что научилась печатать, спустя только два года активной практики! Скорость, конечно, уже давно была. А то, что пришло, - это такое органическое ощущение, что я могла бы печатать с клавиатурой на коленях, сидя в полной темноте, или лежа, - как угодно. И вдруг стало ясно, что на протяжении тех первых двух лет я, хотя и печатала, казалось бы, отлично, - но не умея
!
Схема клавиатуры
Зоны обслуживания
Иллюстрация из программы "
Соло на клавиатуре". Автор курса "Соло..." - В.В. Шахиджанян, художник Марат Сабитов, программист Александр Лимонов.Один из получивших консультацию на выездном занятии FAQультета вскоре позвонил мне и осторожно, вежливо, недоверчиво стал выяснять: это лично мое новейшее открытие или другие гиганты мысли тоже советуют нагружать слабые пальцы больше сильных?!
На самом деле центральные зоны, "сильные" пальцы загружены больше - более часто встречающимися буквами. (На моей клавиатуре, например, ученики не могут найти истершееся "о", а не "э" и "ъ"). Кроме того, расположение букв подобрано так, чтобы руки, выполняя удары, как можно чаще чередовались, это тоже позволяет более равномерно распределять нагрузку.
Основная позиция
В пределах своей зоны обслуживания каждый палец имеет основную позицию. Это клавиша, на которую палец обязан возвращаться в промежутках между ударами. Всегда каждый палец находится на своей основной клавише (точнее, над ней, лишь слегка ее касаясь) и от нее путешествует к "далеким" буквам. И запоминает местоположение буквы не вообще, а строго по отношению к основной позиции.
Вот основная позиция:
левая рука - Ф Ы В А, правая рука - О Л Д Ж, большие пальцы полусогнуты над пробелом.Секреты для профи
Бывает, что в учебниках не показывают основную позицию непосредственно на схеме клавиатуры (видимо - чтобы не загромождать схему?). Но в тексте такого учебника, тем не менее, тоже рассказано о правиле основной позиции, нужно только внимательно отнестись к нему.
Схему нужно нарисовать. В натуральную величину. Если же вам не до "слепого" метода, а необходимо в режиме ошпаренного кота/кошки выучить клавиатуру хоть как-нибудь, то... НАРИСУЙТЕ СХЕМУ НЕСКОЛЬКО РАЗ, каждый раз от начала до конца без перерыва, и как можно медленнее.
Нарисовав схему, выделите основную позицию: яркостью цвета или обводки клавиши, либо цветом буквы, - придумайте несколько вариантов и выберите, какой для вас нагляднее. При выполнении упражнений по книге более удобны (компактны) схемы без изображения рук, а просто расчерченные по зонам, над каждой из которых написан номер пальца. Через клавишу пробела нужно прочертить только одну - центральную линию, чтобы разделить зоны рук. А зоны пальцев прочертите линиями, не доходящими до пробельной клавиши.
Для раскраски зон рекомендуются именно такие мягкие, неназойливые тона, расположенные симметрично для каждой руки, как на рисунке.
Секреты для профи:
Как использовать схему
Схема используется двояко.
Во-первых, при выполнении клавиатурных упражнений. Во время занятия нарисованная схема должна лежать так, чтобы ее было хорошо видно (обычно - слева и впереди от клавиатуры). На схему или рядом с ней можно положить полоску бумаги с текстом упражнения. Печатая упражнение, следует смотреть на схему взамен монитора, взглядом проходить весь тот путь, который проходят руки, ударяя по клавишам.
Пример 1: Нужно напечатать букву "о". Так как она находится на основной позиции, то взгляду не придется никуда путешествовать. (1) Взглядом стоим на схеме, на букве "о", соображаем, какой это палец; а рукой, т. е. этим пальцем, чувствуем "о" на клавиатуре; (2) небольшой подъем всей кисти правой руки, в то время как левая продолжает стоять на клавиатуре в основной позиции; (3) отделяем ("потягиваем") чуть вверх указательный палец правой руки, так как он будет наносить удар; (4) легкий и отрывистый удар по клавише "о" и отскок обратно в воздух, группируясь к остальным пальцам; (5) возврат всей кисти на место в основную позицию; (6) маленькая пауза: опомниться и порадоваться, что остались живы. Но при этом не терять контроля за положением рук на основной позиции и продолжать смотреть на схему (и видеть там то, что действительно на ней изображено, а не сны).
Пример 2: Нужно напечатать букву "р". Для этого потребуется пропутешествовать от основной позиции "о" на соседнюю влево "р" и вернуться на "о". Путешествуем взглядом по схеме, а рукой - как бы вслед за взглядом, но в пространстве и по клавиатуре, аналогично описанному в примере 1.
Можно расписать пример 2 в деталях:
(1) Взглядом стоим на схеме, на букве "о", соображаем, какой это палец; а рукой, т. е. этим пальцем, чувствуем "о" на клавиатуре; (2) небольшой подъем всей кисти правой руки, в то время как левая продолжает стоять на клавиатуре в основной позиции; (3) отделяем ("потягиваем") чуть вверх указательный палец правой руки, так как он будет наносить удар; (4) переводим взгляд по схеме с буквы "о" на букву "р", пальцем в воздухе двигаемся вслед за взглядом, затем легкий и отрывистый удар по клавише "р" и отскок обратно в воздух, группируясь к остальным пальцам; (5) возврат взглядом по схеме, а рукой - в пространстве, всей кистью, на место в основную позицию; (6) маленькая пауза-передышка.
Во-вторых, схему клавиатуры используют для визуальных упражнений, когда "печатают" по ней взглядом без участия рук.
О сущности работы со схемой - всегда мечтала сказать так точно и выразительно, как это удалось недавно (в марте 2005г.) юной ученице. Почему-то она хотела быть здесь названной не по имени и не со ссылкой, а вот так - ученица Автандилины... - Что ж, мне приятно, что среди заходителей есть такие ученики... и что им приятно называться моими учениками! :) Большое Вам спасибо, цитирую Вашу формулировку:
"я, кажется, начала понимать, чем помогает схема. Я смотрю на нее и как бы сверяю ту клавишу, которую собираюсь нажать, с той, которая высвечивается на экране. Если они не совпадают, то сразу поправляюсь. Я исправляю ошибки ещё до того как успела их совершить.
Пусть медленно, зато ошибок - 0 !!!
А руки, наверное, привыкают печатать правильно."
И еще один вид визуальных упражнений - это само рисование схемы. Будущему виртуозу на протяжении первого месяца занятий следует нарисовать этих злосчастных схем хотя бы штук 15-20.
Рисовать схему надо грамотно. А именно: (1) Сначала в порядке изучения букв, т. е. начиная с "о", "а" и т. д. по основной позиции, нарисовать (в плоскости: аксонометрии не требуется!) колпачки клавишей, не обозначая буквы. (2) Полученную "доску-пустышку" расчертить по зонам и раскрасить, в том же порядке, в каком рисовали. (3) Наконец, в том же порядке нанести обозначения букв изучаемого алфавита. (Обозначать на одном колпачке обе буквы - русскую и латинскую - имеет смысл только если вы изучаете одновременно оба алфавита). Вся процедура рисования должна выполняться как можно медленнее и без перерыва, минут за 40 - хорошо, а за 60 - еще лучше. Затем отдохните. Ни в коем случае не рисуйте больше одной схемы в день: это страшная перегрузка. Если же вам никак не удается потратить на рисование одной схемы больше чем 15 минут, то... не рисуйте вообще, обойдитесь упражнениями из учебника.
Здесь - подробные рекомендации и обсуждение в нашем блог-сообществе: как рисовать и использовать учебные схемы клавиатуры для интенсификации освоения слепого метода печати:
"Попытка системного анализа ошибок и рисования клавиатуры" (ПавелП, Автандилина)
...Вот главное, что я хотела рассказать. Еще пара слов Коле Сивкину (Вы тоже туда загляните, на всякий случай!).
Семинар - не заменитель учебника. Здесь не рассказано о правильной постановке рук, нет текстов упражнений и многого другого - что нетрудно найти в учебниках и тренажерах. Зато освободившееся время мы заняли такими вопросами, которые, из-за своей кажущейся элементарности, в учебниках обычно не излагаются, но в действительности обладают глубоким и не всегда очевидным смыслом, который полезно раскрыть обучающимся. Поэтому я рада, если Вы пробыли на семинаре до конца. Успехов! С уважением - Автандилина ================================================================
Мои новости:
В завершение - несколько слов о более давнем и местном празднике
================================================================ № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 1
в "Блог-сообщество FAQультета Автандилины (ФАВТ)" ================================================================ ================================================================
Курсы, учебники, библиотеки Союза образовательных сайтов AllBest.Ru
|